Спрашивали — отвечаем

СПРАШИВАЛИ — ОТВЕЧАЕМ

Вопрос: Остаются ли обязательными к исполнению федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольной образовательной организации в связи с новым законом об образовании?

Дмитриева Л.И.

Ответ: Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — № 273-ФЗ) федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему. Согласно ч. 6 ст. 12 № 273-ФЗ, образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Вновь принятый ФГОС дошкольного образования будет содержать, в том числе, требования к структуре основной образовательной программы. При этом ФГТ, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, являются действующими вплоть до их отмены.

Вопрос:  Устанавливается ли по новому Закону максимальный возраст получения дошкольного образования?

Иванов В.К.

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Границы «дошкольного возраста» законодательно не определяются, устанавливается только начальная граница: согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ: получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Согласно п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Опять же возраст прекращения образовательных отношений не определяется.

Таким образом, в Федеральном законе № 273-ФЗ и принятом в соответствии с ним Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования определенным образом не устанавливается максимальный возраст получения дошкольного образования, однако это не означает, что ребенок может обучаться в дошкольной образовательной организации неограниченный период времени. Обучение по программе дошкольного образования ограничивается получением обязательного начального общего образования, которое согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» начинается не позднее достижения детьми возраста восьми лет. Таким образом, право на обучение по программам дошкольного образования осуществляется в возрасте до 7 лет включительно, поскольку не позднее достижения возраста восьми лет обучающийся должен начать получение начального общего образования.

Вопрос:Если дошкольное образование становится уровнем общего образования и вместе с тем объявляется преемственность всех уровней общего образования, означает ли это, что дошкольное образование становится обязательным?

Григорьева К.Т.

Ответ: Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).Вместе с тем в ст. 64 Закона, озаглавленной «Дошкольное образование», ничего не говорится о его обязательности.

Согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого Федерального закона обязательными уровнями образования являются начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено. Следовательно, дошкольное образование не является обязательным уровнем образования, необходимым для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования, как и освоение образовательных программ среднего профессионального образования не является обязательным для освоения программ высшего образования.

Вопрос: Будет ли распространяться принцип территориальной приоритетности приема детей, как это установлено для школ, на детские сады?

Антонова Н.П.

Ответ:  Да, будет, так как дошкольное образование является гарантированным, а образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).

Органы местного самоуправления должны вести учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и иных уровней общего образования, и закреплять муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа (п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ). Как видно из этих положений, Федеральный закон № 273-ФЗ распространяет принцип территориальной приоритетности приема граждан на обучение на все муниципальные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы.